Маркировка детской одежды 2025
В России в 2025 продолжается маркировка детской одежды, что в итоге поможет упростить и оптимизировать путь товаров от производителя до покупателя. Разберемся, какую пользу несет эта система обеим сторонам и какая детская одежда подлежит идентификации.
Для чего проводится маркирование
Цифровая маркировка необходима для отслеживания движения товаров и мониторинга реализации. Она предотвращает оборот поддельных вещей низкого качества, защищает права потребителей и репутацию производителей. Идентификацию изделий легкой промышленности запустили в 2018 году через национальную платформу «Честный ЗНАК», сначала в качестве эксперимента. Теперь маркировка – новое обязательное условие существования на российском рынке.
Код Data Matrix содержит уникальную зашифрованную информацию о товаре. В его структуру входят:
- идентификатор GTIN (международный товарный код);
- серийный номер изделия;
- код ТН ВЭД ЕАЭС;
- проверочный ключ и криптографическая защита.
Стоимость одного кода составляет 50 копеек без НДС.
Срок действия кода зависит от способа генерации: при заказе через личный кабинет срок составляет 30 дней, через оператора – до 365 дней. Неиспользованные коды аннулируются автоматически.
Как правило, для учета товарной продукции используют DataMatrix – двумерную кодировку, которая содержит информацию о бренде, стране-производителе, артикуле, составе тканей, размере, подлинности изделия. Маркировочные коды могут располагаться на самих вещах, этикетках, бирках, ярлыках и упаковке.
В чём польза для потребителей
- гарантия подлинности вещи; подделка не пройдет контроль;
- можно изучить всю информацию об изделии;
- в случае покупки вещи, которая вызвала у ребенка проблемы со здоровьем, потребитель может обратиться в службу экспертизы качества.
- покупатель может отсканировать код через приложение «Честный ЗНАК» и проверить производителя, состав, условия хранения и срок службы изделия.
Преимущества для производителей и продавцов
Соблюдение законного регламента маркировки помогает:
- отслеживать всю информацию о товарах;
- выстроить оборот документов, оптимизировать учет движения продукции и процессы продаж;
- контролировать складские остатки, обнаруживать факты хищения.
Сроки и правила маркировки
Ранее вещи для детей идентифицировали так же, как взрослые – к примеру, рубашки для мужчин и мальчиков вносились в реестр с маркировкой одного типа. Теперь требования изменились: одинаковые вещи для разных возрастных групп кодируются по-разному.
С 2021 года обязали маркировать многие категории детского гардероба: вещи для новорожденных, нижнее белье, колготки, носки и верхний сезонный гардероб (куртки, пальто, плащи). С марта 2025 года реестр изделий, подлежащих цифровому учету, расширился.
В список вошли:
Также маркируется вся одежда для детей, включая изделия трикотажные, вязаные, а также текстильные принадлежности (например, постельное белье или пелёнки для новорождённых).
Обязательной маркировке подлежат следующие наименования:
- нательная одежда (фуфайки, трусы, майки, кальсоны);
- купальники
- халаты, пижамные комплекты, ночные сорочки;
- чулочно-носочная продукция, гетры;
- юбки;
- аксессуары.
Чтобы не запутаться, помните, что сейчас маркировать необходимо все категории одежды для детей.
В процессе маркирования участвуют все, кто занимается реализацией одежды: производители, импортеры, точки, торгующие оптом и в розницу. Каждая единица продукции вводится в систему сразу после производства и выводится через кассу при продаже.
На каком этапе наносятся идентификаторы?
Идентификацию можно произвести на любом из этапов – сразу после производства, при упаковке, в период хранения. Импортируемый товар маркируется до прохождения таможенного контроля на российской границе
Маркировочный код можно наносить несколькими способами:
- на клейкую этикетку (бумажную или пластиковую);
- на ярлык изделия;
- методом термотрансферной или прямой печати на текстиль.
Для долговечной печати применяются риббоны (ленты) — восковые, смоляные или комбинированные. Метод выбирается в зависимости от типа ткани и условий эксплуатации одежды.
Формат кода — строка длиной от 18 до 74 символов.
Кому не нужно идентифицировать продукцию на платформе ЧЗ:
- швейным ательем;
- людям, которые шьют по индивидуальному заказу;
- магазинам second hand;
- комиссионным магазинам.
Ателье и ремесленники отдают готовое изделие клиенту в руки, поэтому нет необходимости отслеживать движения товара. Что касается комиссионных магазинов и пунктов second hand, то в них продается одежда, уже бывшая в употреблении, а она не маркируется.
В том числе не подлежит маркировке одежда, имеющая код ТН ВЭД 6309 — это сильно изношенные или бывшие в употреблении изделия, продаваемые в секонд-хендах.
Остальным участникам производства и торговли необходимо уложиться в период, обозначенный в свежей редакции распоряжения Правительства № 792-р от 07.02.2025.
Регламент и даты
В 2021–2023 в России состоялась первая ступень маркирования. Вторая была запущена в апреле 2024 года, она расширила перечень предметов гардероба, подлежащих идентификации. Третья идет сейчас – в систему вносят оставшийся детский текстиль и аксессуары.
С 1 марта 2025 года началась третья волна маркировки детской одежды.
Ключевые сроки:
- 1 марта 2025 – запрет оборота новых детских товаров без маркировки
- 1 июля 2025 – запрет на ввоз немаркированной продукции, купленной до 28 февраля
- 1 августа 2025 – запрет на продажу немаркированных остатков
- 30 сентября 2025 – крайний срок ввода в оборот импортной продукции, выпущенной до 30 июня
- 1 ноября 2025 – запрет на хранение немаркированной продукции
- 1 декабря 2025 – крайний срок ввода в оборот всех остатков, находившихся в собственности на 1 марта
Старайтесь уложиться в указанные сроки, чтобы избежать штрафов, а также административной или уголовной ответственности.
Кто вносит остатки в оборот
Как правило, этим занимается нынешний владелец, кем бы он ни был. Можно договориться с другими участниками товарооборота, чтобы они ввели изделия в систему, главное – чтобы у вещи был идентификатор на момент покупки. Немаркированный товар не будет допущен к продаже.
В случае повреждения, утери или неправильной печати кода, пользователь может запросить повторную маркировку в личном кабинете без вывода товара из оборота.
Как присоединиться к платформе «Честный ЗНАК»
Информация о том, как настроить эти процессы, и обучающие материалы по теме есть на сайте ЧЗ. Здесь мы рассмотрим лишь первые шаги, которые нужно сделать:
- Создать электронную подпись в формате УКЭП.
- Установить лицензионное ПО для защиты данных (оно включено в сертификат от ФНС).
- Авторизоваться на платформе ЧЗ.
- Настроить электронный документооборот (ЭДО), выбрав подходящего оператора.
- Подписать дополнительное соглашение к договору с ОФД и обновить кассовое программное обеспечение, чтобы отчеты о продажах формировались автоматически.
- Подписать договор с ЦРПТ, чтобы заказать у него коды.
- Составить описание товаров. При составлении описания в Национальном каталоге маркированных товаров (НКМТ) можно выбрать один из следующих типов кода:
- оригинальный (GTIN с префиксом 046);
- технический (временная карточка с префиксом 029);
- глобальный (иные префиксы для импорта).
- Пополнить лицевой счёт для приобретения идентификаторов (стоимость одного штрих-кода на данный момент – 50 копеек).
- Ввести продукцию в оборот.
- Подтверждение ввода продукции в оборот возможно вручную, загрузкой .xml-файла или через API.
- Обучить сотрудников работе с сервисами ЧЗ.
Маркировка детской одежды «Честный ЗНАК» – удобная система для контроля товарооборота, без которой в скором времени будет невозможно работать на российском рынке. Рекомендуем всем участникам как можно быстрее идентифицировать товарные остатки и вве
Рекомендуемые товары
Опт | Мелкий опт |
---|---|
150 руб. | 180 руб. |
Опт | Мелкий опт |
---|---|
720 руб. | 864 руб. |
Опт | Мелкий опт |
---|---|
720 руб. | 864 руб. |
Опт | Мелкий опт |
---|---|
110 руб. | 132 руб. |